• 1 Ранняя жизнь и семья
  • 2 Коллекция произведений искусства
    • 2.1 После революции
    • 2.2 Компенсационные усилия
  • 3 Смерть и наследие

Сергей Иванович Щукин (6 июля 1854-10 января 1936) был российским бизнесменом, который стал коллекционером произведений искусства, в основном произведений французских импрессионистов и постимпрессионистов.

Ранняя жизнь и семья

Сергей Иванович Щукин родился 6 июля 1854 в Москве, один из десяти детей от Ивана Васильевича Щукина, самодельного московского купца, и его жена Екатерина Щукина, урожденная Боткина, дочь установленным семья купцов. Торговая компания «И. В. Щукин и сыновья» стала одной из крупнейших производственных и оптовых компаний России.

Фотография надгробия Щукина Сергея Ивановича на кладбище Монмартра.

Коллекция произведений искусства

В семье Щукиных было несколько коллекционеров искусства. Брат Сергея Петр Щукин собрал важную коллекцию русского древнего искусства и артефактов и владел несколькими шедеврами импрессионизма, в то время как его брат Дмитрий Щукин собрал «лучшую московскую коллекцию старых мастеров», которая в конечном итоге вошла в Пушкинский музей. Другой брат, Иван, тоже коллекционировал произведения искусства.

Щукин сделал свои первые покупки произведений искусства после поездки в Париж в 1897 году, когда он купил свой первый Моне. Позже он купил множество работ, в общей сложности 258 картин, украшающих стены его роскошного дома в Москве.

К 1914 году Щукин владел тринадцатью картинами Моне, включая культовую «Даму в саду» и уменьшенную, но полную версию «Пикника»; три Ренуара; восемь произведений Сезанна, включая «Карнавал» ( Марди Гра ); четыре Ван Гога, в том числе Портрет доктора Феликса Рея (но самые известные картины Ван Гога в России, Тюремный двор и Красный виноградник были куплены другом и конкурентом Щукина, Иваном Абрамовичем Морозовым); шестнадцать Гогенатаитянского периода, которые были вывешены в его столовой на манер православного иконостаса; семь Анри Руссо; шестнадцать Дерен; восемь — Альбер Марке; и два — Детомасом.

Щукин был особенно известен своим долгим сотрудничеством с Матиссом, который украсил его особняк и создал одну из своих знаковых картин, «Танец», специально для Щукина. «Танец» широко известен как «ключевой момент в карьере и в развитии современной живописи». Анри Матисс создал «Танец для Щукина» в рамках комиссии по двум картинам, другой важной картиной была «Музыка» 1910 года. Более ранняя версия «Танца» (1909) находится в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.

В коллекцию также вошли пятьдесят избранных работ Пабло Пикассо, в том числе большинство его самых ранних кубистских работ, таких как «Три женщины» и основные пейзажи, а также некоторые ключевые произведения периодов Голубой и Розовой. В 1909 году Щукин открыл свой дом по воскресеньям для публичных просмотров, познакомив москвичей с французской авангардной живописью.

«Пьеро и Арлекин», Поль Сезанн, ГМИИ.

После революции

После революции 1917 года правительство присвоило его коллекцию (постановление Совета народных уполномоченных, подписанное Лениным 8 ноября 1918 года), а Щукин бежал в Париж, где он умер в 1936 году. Его особняк в Москве стал Государственным музеем нового вестерна. Искусство (Государственный Музей нового западного искусств, раздел I), раздел II — особняк и собрание другого известного русского мецената, Ивана Морозова. В конце концов, в 1928 году две секции были объединены и выставлены в бывшем особняке Ивана Морозова на Пречистенке, 21. В 1948 году Государственный музей нового западного искусства был закрыт указом Сталина из-за его якобы буржуазных, космополитических и ошибочно ориентированных произведений искусства. Две коллекции были случайным образом разделены между ГМИИ им. Пушкина и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге.

Компенсационные усилия

Коллекция Щукина экспонируется совместно с коллекцией Ивана Морозова. В 2008 году семьи Щукина и Морозова пытались заставить Россию предоставить им «разумную компенсацию», что стало международной правовой и политической проблемой. Семьи отказались и предложили от Британской королевской академии 5000 фунтов стерлингов для каждой семьи в обмен на обещание не предъявлять претензий на картины, пока они были предоставлены во временное пользование Королевской академии, которая выставляла две коллекции в Лондоне.

Смерть и наследие

Щукин умер 10 января 1936 года в Париже и похоронен на кладбище Монмартр, на проспекте Полоне 1-й дивизии.

Ирина Антонова, директор Пушкинского музея, однажды заметила Щукина: «Он начал собирать непопулярное искусство, которое было отвергнуто Лувром и другими музеями. Это был его личный вкус. Возможно, он слышал форшок, который изменит мир. Такое Коллекционер мог появиться только в стране, которая ждала революции. Он собирал произведения искусства, которые были прообразом глобальных катаклизмов». 

Осенью 2016 года выставка «Icônes de l’art moderne. La collection Chtchoukine» открылась в Fondation Louis Vuitton в Париже.

Источник poznanie-mira.ru

от DenisKrut

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector