• 1 Жизнь
    • 1.1 Молодость
    • 1.2 Провинции
    • 1.3 Варшава
    • 1.4 Берлин и Бамберг
    • 1.5 Дрезден и Лейпциг
    • 1.6 Берлин

Эрнст Теодор Амадей Хофман (24 января 1776 — 25 июня 1822) был немецким романтическим автором фэнтези и готического ужаса, юрист, композитор, музыкальный критик и художник. Его рассказы составляют основу оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», в которой Хоффманн появляется (в значительной степени беллетризован) как герой. Он также является автором повести «Щелкунчик и мышиный король», по которой Петр Ильич Чайковскийбалет Щелкунчик. Балет «Коппелия» основан на двух других рассказах, написанных Хоффманном, а «Крейслериана» Шумана основана на персонаже Хоффмана Иоганнеса Крейслера.

Рассказы Хоффмана оказали большое влияние на литературу XIX века, и он является одним из основных авторов романтического движения.

Гофман портрет капельмейстера Крейслера.

Жизнь

Молодость

Предки Гофмана по материнской и отцовской линии были юристами. Его отец, Кристоф Людвиг Хоффманн (1736–1797), был адвокатом в Кенигсберге, Пруссия (ныне Калининград, Россия), а также поэтом и музыкантом-любителем, игравшим на альте да гамба. В 1767 году он женился на своей двоюродной сестре Ловисе Альбертине Дерффер (1748–96). Эрнст Теодор Вильгельм, родившийся 24 января 1776 года, был младшим из троих детей, второй из которых умер в младенчестве.

Когда его родители разошлись в 1778 году, его отец уехал в Инстербург (ныне Черняховск ) со своим старшим сыном Иоганном Людвигом Хоффманном (1768–1822), а мать Эрнста осталась в Кенигсберге со своими родственниками: двумя тетями, Иоганной Софи Дерфер (1745–1803). ) и Шарлотта Вильгельмин Дёрфер (ок. 1754–1779) и их брат Отто Вильгельм Дёрффер (1741–1811), которые все не были женаты. Трио вырастило юношу.

Дом, в котором доминировал дядя (которого Эрнст прозвал О Ве — «О, боже!» — в пьесе, посвященной его инициалам), было пиетистским и неконструктивным. Гофман должен был сожалеть о разлуке с отцом. Тем не менее он с большой любовью вспоминал своих тетушек, особенно младшую, Шарлотту, которую он называл Тантэ Фюссен («Тетя Маленькие ножки»). Хотя она умерла, когда ему было всего три года, он дорожил ее памятью (например, см. Катер Мурр ) и до такой степени расшивал рассказы о ней, что более поздние биографы иногда считали ее воображаемой, пока доказательства ее существования не были найдены после мировой войны.

В период с 1781 по 1792 год он посещал лютеранскую школу или Burgschule, где добился хороших успехов в классике. Его обучал рисованию некий Земанн, а контрапункт — польский органист Подбилски, который должен был стать прообразом Авраама Лискота в «Катер Мурр». Эрнст проявил большой талант к игре на фортепьяно, занимался писательством и рисованием. Однако провинциальная обстановка не способствовала техническому прогрессу, и, несмотря на свои разносторонние таланты, он оставался довольно невежественным ни о классических формах, ни о новых художественных идеях, которые развивались в Германии. Однако он читал Шиллера, Гете, Свифта, Стерна, Руссо и Жан Поль, и написал часть романа под названием Der Geheimnisvolle.

Примерно в 1787 году он подружился с Теодором Готтлибом фон Хиппелем Младшим (1775–1843), сыном пастора и племянником Теодора Готлиба фон Хиппеля Старшего, известного писателя, друга Иммануила Канта. В 1792 году оба посетили некоторые лекции Канта в Кенигсбергском университете. Их дружба, хотя и часто испытываемая возрастающими социальными различиями, должна была длиться всю жизнь.

В 1794 году Хоффманн влюбился в Дору Хатт, замужнюю женщину, которой он давал уроки музыки. Она была на десять лет старше и родила своего шестого ребенка в 1795 году. В феврале 1796 года ее семья выразила протест против его внимания и, с его колеблющегося согласия, попросила другого его дядю устроить для него работу в Глогау (Глогув). ), прусская Силезия.

Четырехтомник сочинений Хофмана.

Провинции

С 1796 года Хоффманн получил работу клерка у своего дяди Иоганна Людвига Дёрфера, который жил в Глогау со своей дочерью Минной. После сдачи дополнительных экзаменов он посетил Дрезден, где был поражен картинами в галерее, особенно картинами Корреджо и Рафаэля. Летом 1798 года его дядя был произведен в суд в Берлине, и все трое переехали туда в августе — это первая резиденция Гофмана в большом городе. Именно там Хоффманн впервые попытался продвигать себя как композитор, написав оперетту под названием Die Maske и отправив копию королеве Пруссии Луизе. В официальном ответе ему было рекомендовано написать директору Королевского театра человеку по имениИффланд. К тому времени, когда последний ответил, Хоффманн сдал третий тур экзаменов и уже уехал в Познань (Познань) в Южной Пруссии в компании своего старого друга Хиппеля с короткой остановкой в ​​Дрездене, чтобы показать ему галерею.

С июня 1800 по 1803 год работал в прусских провинциях в районе Великой Польши и Мазовии. Это был первый раз, когда он жил без присмотра членов его семьи, и он начал становиться «тем, что директора школ, пасторы, дяди и тети называют распутным». 

Его первая работа в Позене оказалась под угрозой после масленичного вторника 1802 года, когда на балу раздавались карикатуры на военных. Было сразу установлено, кто их нарисовал, и были поданы жалобы властям в Берлине, которые не хотели наказывать многообещающего молодого чиновника. Проблема была решена путем «продвижения» Гофмана в Плоцк в Новой Восточной Пруссии, бывшей столице Польши (1079–1138), куда административные офисы были перенесены из Торна (Торунь). Он посетил это место, чтобы договориться о ночлеге, прежде чем вернуться в Позен, где женился на Мише (Мария или Марианна Фекла Михалина Рорер, польская фамилия которой была Тржинска). Они переехали в Плоцк в августе 1802 года.

Хоффманн отчаялся из-за своего изгнания и рисовал карикатуры на себя, тонущего в грязи вместе с оборванными сельскими жителями. Однако он использовал свою изоляцию, сочиняя и сочиняя музыку. Он завел дневник 1 октября 1803 года. Очерк о театре был опубликован в периодическом издании Коцебу Die Freimüthige, и в том же журнале он участвовал в конкурсе на написание пьесы. Фильм Хоффманна назывался Der Preis («Приз») и был посвящен конкурсу на написание пьесы. Было четырнадцать работ, но ни одна из них не была признана достойной награды: 100 фридрихсдоров. Тем не менее, его работа была отмечена высокой оценкой. Это был один из немногих хороших периодов печального периода его жизни, когда в Берлине погибли его дядя Я. Л. Хоффманн, а в Кенигсберге — его тетя Софи и Дора Хатт.

В начале 1804 года он получил должность в Варшаве. По пути он проезжал через свой родной город и встретил одну из дочерей Доры Хэтт. Он никогда не вернется в Кенигсберг.

Варшава

Гофман хорошо ассимилировался с польским обществом, годы, проведенные в прусской Польше, он признал самыми счастливыми в своей жизни. В Варшаве он обнаружил ту же атмосферу, что и в Берлине, возобновив свою дружбу с Захариасом Вернером и встретив своего будущего биографа, соседа и коллегу-юриста по имени Юлиус Эдуард Ициг (который после крещения сменил имя на Хитциг). Ициг был членом берлинской литературной группы под названием «Нордштерн», или «Северные звезды», и он подарил Гофману произведения Новалиса, Людвига Тика, Ахима фон Арнима, Клеменса Брентано, Готтильфа Генриха фон Шуберта, Карло Гоцции Кальдерон. Эти относительно поздние введения глубоко отметили его работу.

Он двигался в кругах Августа Вильгельма Шлегеля, Адельберта фон Шамиссо, Фридриха де ла Мотт Фуке, Рахель Левин и Давида Фердинанда Кореффа.

Как главный прусский администратор города с 1795 по 1806 год, Хоффманн отвечал за присвоение фамилий еврейской общине Варшавы — обязанность, которую он выполнял по прихоти. Имена, которые выдавал Хоффманн, по-видимому, зависели от дня недели: понедельник — названия цветов, пятница — названия рыб или похмелье после питья с такими военными именами, как Festung, Fojer, Pistolet и Trompeter.

Но счастливое положение Гофмана продлилось недолго: 28 ноября 1806 года, во время войны Четвертой коалиции, войска Наполеона Бонапарта захватили Варшаву, и прусские бюрократы потеряли работу. Они разделили между собой содержимое сокровищницы и сбежали. В январе 1807 года жена Гофмана и двухлетняя дочь Цецилия вернулись в Позен, пока он размышлял, переехать ли в Вену.или вернуться в Берлин. Задержка на шесть месяцев была вызвана тяжелой болезнью. В конце концов французские власти потребовали, чтобы все бывшие официальные лица присягнули на верность или покинули страну. Поскольку они отказались предоставить Хоффманну паспорт в Вену, он был вынужден вернуться в Берлин. Он посетил свою семью в Познани, прежде чем прибыть в Берлин 18 июня 1807 года, надеясь продолжить там свою карьеру как художник и писатель.

Берлин и Бамберг

Следующие пятнадцать месяцев были одними из худших в жизни Гофмана. Город Берлин также был оккупирован войсками Наполеона. Получая лишь скудные пособия, он часто прибегал к помощи друзей, постоянно занимал деньги и все еще голодал по несколько дней; он узнал, что его дочь умерла. Тем не менее ему удалось сочинить «Шесть песнопений» для хора а капелла: одно из лучших своих произведений, которое он позже приписал Крейслеру в «Lebensansichten des Katers Murr».

1 сентября 1808 года он прибыл с женой в Бамберг, где начал работать театральным директором. Директор, граф Зоден, почти сразу же уехал в Вюрцбург, оставив за него человека по имени Генрих Куно. Хоффманн не смог улучшить стандарты выступлений, и его усилия вызвали против него интриги, в результате которых он потерял работу из-за Куно. Он начал работать музыкальным критиком в Allgemeine musikalische Zeitung, газете в Лейпциге, и его статьи о Бетховене были особенно хорошо приняты и высоко оценены самим композитором. Именно на его страницах впервые появился персонаж «Капельмейстер Йоханнес Крейслер».

Прорыв Гофмана произошел в 1809 году, когда был опубликован «Риттер Глюк», рассказ о человеке, который встречает или считает, что встречался с композитором Кристофом Виллибальдом Глюком (1714–1787) более чем через двадцать лет после его смерти. Тема отсылает к работе Жана Поля, который изобрел термин Doppelgänger в предыдущее десятилетие и продолжал оказывать сильное влияние на Хоффманна, став одним из его первых поклонников. С этой публикацией Хоффманн начал использовать псевдоним ETA Hoffmann, говоря людям, что «A» означает Амадей , в честь композитора Вольфганга Амадея Моцарта.(1756-91). Однако он продолжал использовать Вильгельма в официальных документах на протяжении всей своей жизни, и инициалы ETW также появляются на его надгробии.

В следующем году он работал в Бамбергском театре рабочим сцены, декоратором и драматургом, а также давал частные уроки музыки. Он так влюбился в юную студентку певца, Джулию Марк, что его чувства были очевидны, когда они были вместе, и мать Джулии быстро нашла ей более подходящую пару. Когда Джозеф Секонда предложил Хоффманну должность музыкального руководителя его оперной труппы (тогда выступающей в Дрездене), он согласился и уехал 21 апреля 1813 года.

Дрезден и Лейпциг

Пруссия объявила войну Франции 16 марта во время войны Шестой коалиции, и их путешествие было чревато трудностями. Они прибыли 25-го и обнаружили, что Секонда находится в Лейпциге, 26-го они отправили письмо с просьбой предоставить временные средства. В тот же день Хоффманн был удивлен, встретив Хиппеля, которого не видел девять лет.

Ситуация ухудшилась, и в начале мая Гофман безуспешно пытался найти транспорт до Лейпцига. 8 мая мосты были разрушены, а его семья была брошена в город. Днем Хоффманн бродил, с любопытством наблюдая за сражением. Наконец, 20 мая они уехали в Лейпциг, где попали в аварию, в результате которой один из пассажиров их автобуса погиб, а его жена была ранена.

Они прибыли 23 мая, и Хоффманн начал работать с оркестром Seconda, который, по его мнению, был самым лучшим. 4 июня началось перемирие, которое позволило роте вернуться в Дрезден. Но 22 августа, после окончания перемирия, семья была вынуждена перебраться из своего симпатичного дома на окраине в город, и в течение следующих нескольких дней бушевала Дрезденская битва. Город подвергся бомбардировке, многие люди были убиты бомбами прямо перед ним. По окончании основного сражения он посетил поле кровавой битвы. Его отчет можно найти в Vision auf dem Schlachtfeld в Дрездене. После продолжительного периода беспорядков город сдался 11 ноября, а 9 декабря рота отправилась в Лейпциг.

25 февраля Хоффманн поссорился с Секондой, а на следующий день получил уведомление о двенадцати неделях. Когда его попросили сопровождать их в поездке в Дрезден в апреле, он отказался, и они уехали без него. Но в июле его друг Хиппель посетил его, и вскоре он обнаружил, что его направляют обратно к своей старой карьере юриста.

Берлин

В конце сентября 1814 года, после поражения Наполеона, Гофман вернулся в Берлин и ему удалось восстановить работу в Kammergericht, камерном дворе. Его опера «Ундина» была поставлена ​​Берлинским театром. Его успешный заезд закончился только после пожара в ночь на 25-е представление. Журналы требовали его взносов, и через некоторое время его стандарты начали снижаться. Тем не менее, многие шедевры датируются этим временем.

В период с 1819 года Хоффманн был вовлечен в судебные споры, борясь с болезнью. Злоупотребление алкоголем и сифилис в конечном итоге привели к ослаблению его конечностей в 1821 году и параличу с начала 1822 года. Его последние работы были продиктованы жене или секретарю.

Антилиберальные программы принца Меттерниха начали ставить Гофмана в ситуации, которые подвергали его совести. Тысячи людей были обвинены в государственной измене из-за определенных политических убеждений, а профессора университетов находились под наблюдением во время их лекций.

Король Пруссии Фридрих Вильгельм III назначил Комиссию по расследованию политического инакомыслия; когда он обнаружил, что соблюдение верховенства закона слишком расстраивает, он учредил министерскую комиссию, чтобы вмешаться в ее процессы. Последний находился под сильным влиянием комиссара Кампца. Во время судебного процесса над «Тернватером» Яном, основателем движения ассоциации гимнастики, Хоффманн обнаружил, что раздражает Кампца, и стал политической мишенью. Когда Хоффманн карикатурно изобразил Кампца в рассказе (Meister Floh), Кампц начал судебное разбирательство. Они закончились, когда болезнь Хоффмана оказалась опасной для жизни. Король попросил только выговора, но никаких действий предпринято не было. В конце концов Мейстер Фло был опубликован с удалением оскорбительных отрывков.

Хоффманн умер от сифилиса в Берлине 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет. Его могила хранится на протестантском Фридхофе III дер Иерусалимский унд Нойен Кирхенгемайнде (кладбище № III общин Иерусалимской церкви и Новой церкви ) в Берлине-Кройцберг, к югу от Hallesches Tor на станции метро Mehringdamm.

Источник poznanie-mira.ru

от DenisKrut

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector