• 1 Биография
    • 1.1 Жизнь
  • 2 Смерть
  • 3 Карьера архитектора
    • 3.1 Начало карьеры: классицизм
    • 3.2 Ранняя карьера: функционализм
    • 3.3 Середина карьеры: эксперименты
    • 3.4 Зрелая карьера: монументализм
  • 4 Награды

Хуго Алвар Хенрик Аалто (3 февраля 1898 — 11 мая 1976) был финским архитектором и дизайнером. Его работы включают архитектуру, мебель, текстиль и изделия из стекла, а также скульптуры и картины. Он никогда не считал себя художником, рассматривая живопись и скульптуру как «ветви дерева, стволом которого является архитектура». Ранняя карьера Аалто шла параллельно с быстрым экономическим ростом и индустриализацией Финляндии в первой половине 20 века. Многие из его клиентов были промышленниками, в том числе семья Альстрём-Гулликсен. Продолжительность его карьеры, с 1920-х по 1970-е годы, отражена в стилях его работ, начиная от нордического классицизма ранних работ и заканчивая рациональным интернациональным стилем модернизма в 1930-х годах и более органичным модернистским стилем с 1940-х годов. Типичным для всей его карьеры является забота о дизайне как Gesamtkunstwerk, целостное произведение искусства, в котором он — вместе со своей первой женой Айно Аалто — проектировал здание и уделял особое внимание внутренним поверхностям, мебели, лампам и т. д. стеклянная посуда. Его дизайн мебели считается скандинавским модерном.в смысле заботы о материалах, особенно дереве, и упрощении, но также и технических экспериментах, которые привели его к получению патентов на различные производственные процессы, такие как гнутая древесина. Как дизайнер он известен как изобретатель мебели из гнутой фанеры. Музей Алвара Аалто, спроектированный самим Аалто, расположен в городе, который считается его родным городом Ювяскюля.

Алвар Аалто, изображённый на почтовой марке (1976 год).

Биография

Жизнь

Уго Альвар Хенрик Аалто родился в Куортане, Финляндия. Его отец, Йохан Хенрик Аалто, был геодезистом, говорящим по-фински, а мать, Сельма Матильда «Селли» (урожденная Хакштедт), была почтальонкой, говорящей по-шведски. Когда Аалто было 5 лет, семья переехала в Алаярви, а оттуда в Ювяскюля в Центральной Финляндии.

Он учился в школе-лицее Ювяскюля, где получил базовое образование в 1916 году, и брал уроки рисования у местного художника Йонаса Хейски. В 1916 году он поступил изучать архитектуру в Хельсинкский технологический университет. Его учеба была прервана гражданской войной в Финляндии, в которой он участвовал. Он сражался на стороне Белой армии и сражался в битвах при Лянкипохье и битве при Тампере.

Он построил свой первый образец архитектуры еще будучи студентом; дом для его родителей в Алаярви. Позже он продолжил свое образование, получив высшее образование в 1921 году. Летом 1922 года он начал военную службу, закончив школу подготовки офицеров запаса в Хамине, и в июне 1923 года получил звание младшего лейтенанта запаса.

В 1920 году, будучи студентом, Аалто совершил свою первую зарубежную поездку через Стокгольм в Гетеборг, где ненадолго нашел работу у архитектора Арвида Бьерке. В 1922 году он представил свою первую самостоятельную работу на Промышленной выставке в Тампере. В 1923 году он вернулся в Ювяскюля, где открыл архитектурное бюро под названием «Алвар Аалто, архитектор и художник-монументальщик». В то время он писал статьи для газеты Ювяскюля Sisä-Suomi под псевдонимом Ремус. За это время он спроектировал несколько небольших частных домов в Ювяскюля, и рабочая нагрузка офиса постоянно увеличивалась.

6 октября 1924 года Аалто женился на архитекторе Айно Марсио. Их медовый месяц в Италии был первой поездкой Аалто туда, хотя Айно ранее уже совершал туда учебную поездку. Последнее совместное путешествие скрепило интеллектуальную связь с культурой Средиземноморья, которая оставалась важной для Аалто на всю жизнь.

По возвращении они продолжили работу над несколькими местными проектами, в частности с Клубом рабочих Ювяскюля, который включил в себя ряд мотивов, которые они изучали во время поездки, в первую очередь украшения Фестивального зала по образцу гробницы Ручеллаи во Флоренции Леон Баттиста Альберти. После победы в архитектурном конкурсе на строительство здания сельскохозяйственного кооператива Юго-Западной Финляндии в 1927 году семья Аалто переехала в Турку. Они связались с самым прогрессивным архитектором города Эриком Бриггманом.перед переездом. Они начали сотрудничать с ним, особенно на Ярмарке Турку 1928–29. Биограф Аалто, Йоран Шильдт, утверждал, что Бриггман был единственным архитектором, с которым Аалто сотрудничал на равных. В связи с увеличением количества рабочих мест в финской столице офис Aaltos снова переехал в 1933 году в Хельсинки.

Семья Аалто спроектировала и построила для себя совместный дом-офис (1935–36) в Мунккиниеми, Хельсинки, но позже (1954–56) построили специально построенный офис в том же районе — теперь первый является «домашним музеем». а последнее — помещения Академии Алвара Аалто. В 1926 году молодой Аалтос спроектировал и построил для себя летний коттедж в Алаярви, Вилла Флора.

Библиотека Аалто в Выборге (2014 год).

Смерть

Айно Аалто умер от рака в 1949 году. У Айно и Алвара Аалто было двое детей, дочь Йоханна «Ханни», миссис Аланен (род. 1925) и сын Гамилкар Аалто (род. 1928). В 1952 году Аалто женился на архитекторе Элиссе Мякиниеми (умерла в 1994 году), которая работала помощницей в его офисе.

В 1952 году он спроектировал и построил дачу, так называемый экспериментальный дом, для себя и своей новой жены в Муурацало в Центральной Финляндии. Алвар Аалто умер 11 мая 1976 года в Хельсинки и похоронен на кладбище Хиетаниеми в Хельсинки. Его жена и сотрудники офиса продолжили работу офиса, которая продолжалась. В 1978 году Музей финской архитектуры в Хельсинки организовал крупную выставку работ Аалто.

Карьера архитектора

Начало карьеры: классицизм

Хотя его иногда считают одним из первых и наиболее влиятельных архитекторов северного модернизма, более пристальное изучение показывает, что Аалто (будучи пионером в Финляндии) внимательно следил и имел личные контакты с другими пионерами в Швеции, в частности с Гуннаром Асплундом и Свен Маркелиус. То, что разделяли они и многие другие представители того поколения в северных странах, было общим классическим образованием и подходом к классической архитектуре, который историки теперь называют нордическим классицизмом. Это был стиль, который был реакцией на предыдущий доминирующий стиль национального романтизмадо перехода в конце 1920-х годов в сторону модернизма.

Вернувшись в 1923 году в Ювяскюля, чтобы основать собственное архитектурное бюро, Аалто спроектировал несколько домов на одну семью, оформленных в стиле северного классицизма. Например, особняк двоюродного брата его матери Терхо Маннера в Тёйсе (1923 г.), летняя вилла главного констебля Ювяскюля (также с 1923 г.) и фермерский дом Алатало в Тарваале (1924 г.). В этот период он построил свои первые общественные здания: Клуб рабочих Ювяскюля в 1925 году, здание корпуса обороны Ювяскюля в 1926 году и здание корпуса обороны Сейняйоки в 1924–1929 годах. Он участвовал в нескольких архитектурных конкурсах престижных государственных общественных зданий в Финляндии и за рубежом. Это включало два конкурса на строительство здания парламента Финляндии в 1923 и 1924 годах, расширениеУниверситет Хельсинки в 1931 году и здание Лиги Наций в Женеве, Швейцария, в 1926–27.

Это был период, когда Аалто был наиболее плодовитым в своих трудах, в статьях для профессиональных журналов и газет. Среди его наиболее известных эссе этого периода — «Городская культура» (1924), «Храмовые бани на хребте Ювяскюля» (1925), «Проповедь аббата Куаньяра» (1925), и «От порога до гостиной» (1926).

Ранняя карьера: функционализм

Сдвиг в дизайнерском подходе Аалто от классицизма к модернизму олицетворяет библиотека Вийпури в Выборге.(1927–35), который претерпел трансформацию из первоначально классического предложения по конкурсу на завершенное здание в стиле высокого модернизма. Его гуманистический подход в полной мере проявляется в библиотеке: в интерьере использованы натуральные материалы, теплые тона и волнистые линии. Из-за проблем с финансированием и смены сайта проект библиотеки Вийпури длился восемь лет. В это время он спроектировал стандартный жилой дом (1928–29) в Турку, здание Турун Саномат (1929–30) и санаторий Паймио (1929–32). Ряд факторов предвещал сдвиг Аалто в сторону модернизма: на личном уровне, более активное знакомство Аалто с международными тенденциями, особенно после путешествий по Европе, но с точки зрения завершенных проектов это был заказчик Стандартного многоквартирного дома, что дало Аалто возможность экспериментировать с сборными бетонными конструкциями, передовым корбусианским языком форм здания Турун Саномат, и эти проекты были реализованы как в санатории Паймио, так и в в текущем дизайне библиотеки. Хотя здание Турун Саномат и Санаторий Паймио являются относительно чистыми модернистскими постройками, они несли в себе семена его сомнения в таком ортодоксальном модернистском подходе и переходе к более смелому, синтетическому подходу. Было отмечено, что принцип планирования для санатория Паймио — раскосые крылья — был обязан Санаторию Зоннестрааль (1925–31) Яну Дуикеру, который Аалто посетил во время строительства. ультрасовременный корбюзский язык форм здания Turun Sanomat Building, который затем был использован как в санатории Паймио, так и в текущем дизайне библиотеки. Хотя здание Турун Саномат и Санаторий Паймио являются относительно чистыми модернистскими постройками, они несли в себе семена его сомнения в таком ортодоксальном модернистском подходе и переходе к более смелому, синтетическому подходу. Было отмечено, что принцип планирования для санатория Паймио — раскосые крылья — был обязан Санаторию Зоннестрааль (1925–31) Яну Дуикеру, который Аалто посетил во время строительства. ультрасовременный корбюзский язык форм здания Turun Sanomat Building, который затем был использован как в санатории Паймио, так и в текущем дизайне библиотеки. Хотя здание Турун Саномат и Санаторий Паймио являются относительно чистыми модернистскими постройками, они несут в себе семена его сомнения в таком ортодоксальном модернистском подходе и переход к более смелому, синтетическому подходу. Было отмечено, что принцип планировки санатория Паймио — раскосые крылья — был обязан Санаторию Зоннестрааль (1925–31) Яну Дуикеру, который Аалто посетил во время строительства. они несли в себе семена его сомнения в отношении такого ортодоксального модернистского подхода и перехода к более смелой, синтетической позиции. Было отмечено, что принцип планировки санатория Паймио — раскосые крылья — был обязан Санаторию Зоннестрааль (1925–31) Яну Дуикеру, который Аалто посетил во время строительства. они несли в себе семена его сомнения в отношении такого ортодоксального модернистского подхода и перехода к более смелой, синтетической позиции. Было отмечено, что принцип планировки санатория Паймио — раскосые крылья — был обязан Санаторию Зоннестрааль (1925–31) Яну Дуикеру, который Аалто посетил во время строительства. В то время как эти ранние функционалистские работы Аалто несут на себе признаки влияния Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и других ключевых модернистских фигур Центральной Европы, во всех этих зданиях Аалто, тем не менее, начал проявлять свою индивидуальность в отходе от этих норм с введением органические ссылки.

Через Свена Маркелиуса Аалто стал членом Международного конгресса современной архитектуры (CIAM), посетив второй конгресс во Франкфурте в 1929 году и четвертый конгресс в Афинах в 1933 году, где он установил тесную дружбу с Ласло Мохоли-Надь, Зигфридом Гидион и Филип Мортон Шанд. Именно в это время он внимательно следил за работой главной движущей силы нового модернизма, Ле Корбюзье, и в последующие годы несколько раз навещал его в его парижском офисе.

Только после завершения строительства санатория Паймио (1932 г.) и библиотеки Вийпури (1935 г.) Аалто впервые привлек внимание мировой общественности к архитектуре. Его репутация в США выросла после приглашения провести ретроспективную выставку его работ в MOMA в Нью-Йорке в 1938 году, во время которого он посетил США. Значение выставки, которая позже посетила 12 городов страны, заключается в том, что он был вторым архитектором — после Ле Корбюзье — который провел персональную выставку в музее. Его репутация в США выросла после того, как критики восприняли его проект финского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году , названный Фрэнком Ллойдом Райтом «гениальным произведением». Можно сказать, что международная репутация Аалто была закреплена его включением во второе издание влиятельной книги Зигфрида Гидиона о модернистской архитектуре, пространстве, времени и архитектуре: рост новой традиции (1949 г.), в которой Аалто получил больше внимания, чем любой другой. другой модернистский архитектор, в том числе Ле Корбюзье. В своем анализе Аалто Гедион отдавал предпочтение качествам, выходящим за рамки прямой функциональности, таким как настроение, атмосфера, интенсивность жизни и даже национальные особенности, заявляя, что «Финляндия с Аалто, куда бы он ни пошел».

Середина карьеры: эксперименты

В течение 1930-х годов Альвар некоторое время экспериментировал с клееным деревом, скульптурой и абстрактным рельефом, характеризуемым неправильными изогнутыми формами. Используя эти знания, он смог решить технические проблемы, связанные с гибкостью дерева, а также решить пространственные проблемы в своих проектах. Ранние эксперименты Аалто с деревом и его отход от пуристического модернизма будут проверены в строительной форме с заказом на проектирование Виллы Майреа (1939 г.) в Ноормаркку, роскошном доме пары молодых промышленников Гарри и Майре Гулликсен.. Именно Майре Гуллихсен выступила в качестве основного клиента, и она тесно сотрудничала не только с Альваром, но и с Айно Аалто над дизайном, вдохновляя их на более смелые в своей работе. Первоначальный проект должен был включать частную картинную галерею: это не было построено. Здание образует U-образную форму вокруг центрального внутреннего «сада», центральным элементом которого является бассейн изогнутой формы. К бассейну примыкает сауна, оформленная в деревенском стиле, ссылаясь как на финские, так и на японские прецеденты. Дизайн дома представляет собой синтез множества стилистических влияний, от традиционного финского языка до пуристского модернизма, а также влияний английской и японской архитектуры. Хотя дом явно предназначен для богатой семьи, Аалто, тем не менее, утверждал, что это был эксперимент, который может оказаться полезным при проектировании массового жилья.

Его возросшая известность привела к предложениям и заказам за пределами Финляндии. В 1941 году он принял приглашение в качестве приглашенного профессора Массачусетского технологического института в США. Из-за Второй мировой войны он вернулся в Финляндию, чтобы возглавить Управление реконструкции. После войны он вернулся в Массачусетский технологический институт, где спроектировал студенческое общежитие Baker House, построенное в 1949 году. Общежитие располагалось вдоль реки Чарльз, и его волнообразная форма обеспечивала максимальный обзор и вентиляцию для каждого жителя. Это здание было первым зданием периода Аалто из красного кирпича. Первоначально использовавшийся в Baker House для обозначения университетских традиций Лиги плюща, по возвращении в Финляндию Аалто использовал его в ряде ключевых зданий, в частности, в нескольких зданиях в новом кампусе Хельсинкского технологического университета (начиная с 1950 года), Ратуша Сяйнатсало (1952 г.), Хельсинкский пенсионный институт (1954 г.), Дом культуры Хельсинки (1958 г.), а также в собственном летнем домике Экспериментальный дом в Мууратсало (1957 г.).

В 1950-х Аалто погрузился в скульптуру: дерево, бронза, мрамор или смешанная техника. Среди примечательных произведений этого периода — памятник битве при Суомуссалми (1960 г.). Расположенный на поле боя, он представляет собой бронзовую опору на пьедестале.

Зрелая карьера: монументализм

Начало 1960-х и 1970-е годы (до его смерти в 1976 году) были отмечены ключевыми работами в Хельсинки, в частности, огромным планом города для пустоты в центре Хельсинки, рядом с заливом Тёёлё и огромными железнодорожными станциями, и отмеченных по краям значительными здания, такие как Национальный музей и главный железнодорожный вокзал, авторство Элиэля Сааринена . В своем плане города Аалто предложил линию отдельных облицованных мрамором зданий, выходящих на залив, в которых будут размещаться различные культурные учреждения, включая концертный зал, оперу, музей архитектуры и штаб-квартиру Финской академии. Схема также распространяется на Kamppiрайон с рядом высоких офисных блоков. Аалто впервые представил свою схему в 1961 году, но в начале 1960-х она претерпела различные модификации. Были реализованы только два фрагмента общего плана: концертный зал Finlandia Hall (1976 г.), выходящий на залив Тёёлё, и офисное здание Helsinki Electricity Company (1975 г.) в районе Камппи. Miesian формальный язык геометрических сеток , используемых в зданиях также используется Аалто для других сайтов в Хельсинки, в том числе Энсо-Гутцайт здание (1962), то Academic Книжный магазин (1962) и здание SYP Bank (1969).

После смерти Аалто в 1976 году его офис продолжал работать под руководством его вдовы Элиссы, завершая уже (в некоторой степени) запланированные работы. Среди этих работ — городской театр Ювяскюля и оперный театр Эссена . После смерти Элиссы Аалто офис продолжал действовать как Академия Альвара Аалто, давая советы по реставрации зданий Аалто и организовывая обширный архивный материал.

Награды

Награды Аалто включил принца Eugen медаль в 1954 году Королевская золотая медаль архитектуры от Королевского института британских архитекторов в 1957 и золотой медалью от Американского института архитекторов в 1963 году он был избран иностранным почетным членом Американской академии Искусство и наука в 1957 году. Он также был членом Академии Финляндии и был ее президентом с 1963 по 1968 год. С 1925 по 1956 год он был членом Международного конгресса современной архитектуры (Congrès International d’Architecture Moderne) . В 1960 году он получил почетную докторскую степень в Норвежском университете науки и технологий (NTNU).

Источник poznanie-mira.ru

от DenisKrut

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector